Страдания
Проблемы страданий
За тему об избавлении людей от страдания брались многие. Многие мудрейшие посвящали себя этой теме. Пожалуй глубже всего тему страданий проработали буддисты.
Четыре Благородные Истины
Четыре Благородные Истины - Чатвари арьясатьяни (санскр. चत्वारि आर्यसत्यानि) — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Четыре Благородные Истины сформулировал сам Будда Шакьямуни (Гаутама).
Первая Истина: Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. दुःख — болезнь и страдание). Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.
Вторая Истина: Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая — источник дуккхи). Просветлённая истина касательно причины страданий: Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов.
Третья Истина: Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха — прекращение дуккхи). Просветлённая истина касательно счастья: Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.
Четвёртая истина: Истина о путях к прекращению страдания (марга или магга — путь, ведущий к прекращению дуккхи). Просветлённая истина касательно причин счастья: Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.
Область достоверности Четырёх Благородных Истин
Тот, кто любит не испытывает страдания.
Увлечённый любимым трудом или получающий удовольствие человек не испытывает страдания.
Не дошедший до меры и патологии человек не испытывает страдания.
Когда начинаются страдания? Для кого писаны Четыре благородных Истины?
Только по исчерпании меры, по прекращению беспрепятственного течения и вступлении в мир патологии человек попадает в мир страданий.
Следовательно, Четыре Благородных Истины писаны для патологических людей.
Может ли страдание быть "вчера"?
Может ли страдание быть "завтра"?
Страдание это качество, а памяти на качества не бывает. Поэтому страдания всегда тут и всегда теперь.
Лишь ум обладает памятью. Страдания, образованные мировоззрением и ожиданием невзгод, принадлежат патологическому уму, так как ум бывает и жизнеутверждающий. Лишь у линейного ума есть "вчера" и есть "завтра". Лишь в линейном уме есть причины и есть следствия, есть Путь.
Поэтому Четыре Благородных Истины писаны только для людей линейного ума. И это не всё. Даже люди линейного ума не все находятся в страдании. Например, юноша, развивающий ум находится в подъёме ожидания предстоящих свершений; он формирует ум, но не имеет страданий.
Следовательно, Четыре Благородные Истины писаны для патологических людей линейного ума, то есть для расы механических людей.
Касательно качеств, то, как вкус пищи,они всегда тут и всегда теперь. Это хорошо согласуется с последующим буддизмом представленном в Алмазной Сутре, Сутре Сердца, Совершенной Мудрости Манджушри. "Нет ни страданий, ни пути избавления от страданий".
Страдания в расе механических людей
Эта раса - продукт двухполярного линейного ума. В таком уме есть причины и есть следствия. Есть в нём цель, результат, Путь.
Только в линейном уме, благодаря памяти, есть "вчера" и есть "завтра". Есть в нём причины. Поэтому Благородная Истина о причинах страданий вполне соответствует миру людей линейного ума.
Увы, но все трактователи причин страданий описывают проявления, хотя проще всего найти их в самом источнике - линейном уме. "Зри в корень", говорит Козьма Прутков. "Корнем" страданий являются свойства линейного ума.
Линейный ум, как и само сознание человека, удовлетворён при беспрепятственном движении. Вот почему люди даже линейного ума, но не пришедшие к препятствиям не испытывают страданий.
Любая разновидность препятствий вызывает страдания.
Если ещё есть надежда на преодоление препятствия, то человек применяет силу, хотя уже страдает.
Если препятствие категорическое, то человек впадает в уныние и хиреет. Почему?
Физиологические процессы получают стимуляцию на беспрепятственное существование. Природа как бы одобряет непогрешимое существование. Сознание при этом получает удовлетворение в форме положительных эмоций и окрасок психики.
Однако стоит появится препятствию, как стимулы угасают. Пропорционально "плотности" препятствия угасает стимуляция организма и возрастают "негативные" эмоции. Вот это и есть страдание.
Препятствие может быть природным и социальным. И в том и в другом случае причина страданий одна - препятствия.
Препятствия в мире ума создаются только линейным умом, который исчерпал меру. Страдание здесь симптом патологии ума (хотя эти люди не считают себя галлюцинирующими больным умом).
Препятствия в природе тоже есть "манифистация духа" (словами Кастанеды), когда появляется симптом меры. Если человек живёт в духе у вэй (Принципе Недеяния), то тут же реагирует на симптом и избегает столкновений, то есть избегает страданий. Если человек живёт в мире линейного ума, то природное препятствие он будет преодолевать и обязательно придёт к мере, то есть к категарическому препятствию (яркому страданию).
Так как Четыре Благородных Истины писаны для мира людей линейного ума, а точнее, расы механических людей, то здесь сливаются страдания социальные и природные. Они имеют причины.
Обыденные люди (линейного ума) преодолевают страдания силой своей или призывают к сторонней силе.
Буддизм же предлагает для расы механических людей "Восмеричный Путь".
Восьмеричный путь
Сущность Восьмеричного Пути
Четвертая благородная истина указывает путь (марга) к освобождению от страданий. Путь, по которому следовал Будда и могут следовать другие. Руководство к следованию по этому пути — познание основных причин страдания. Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и поэтому носит название благородного «восьмеричного пути». Этот путь дает представление о буддийской морали; он открыт для всех — и монахов и непосвященных. Следующий этому благородному пути достигает следующих восьми добродетелей:
Правильное воззрение(санскр. सम्यग् दृष्टि).
Правильное воззрение — это правильное понимание Четырех Благородных Истин. Только познание этих истин, а не какие-либо теоретические размышления о природе и самом себе, помогает, согласно учению Будды, нравственному совершенствованию, ведя нас к цели нашей жизни — нирване.
Правильная решимость(санскр. सम्यक् संकल्प)
Знание истин бесполезно без решимости преобразовать жизнь в соответствии с ними. От морально совершенствующегося человека требуется поэтому отрешение от всего земного (привязанности к миру), отказ от плохих намерений и вражды к ближним. Эти три условия и представляют собой основу правильной решимости.
Правильная речь(санскр. सम्यग् वाच्).
Правильная решимость должна иметь возможность направлять и контролировать нашу речь. Результатом будет правильная речь — воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.
Правильное поведение(санскр. सम्यक् कर्मान्त).
Правильное поведение заключается поэтому в отказе от неправильных действий — уничтожения живых существ, воровства, удовлетворения дурных желаний.
Правильный образ жизни(санскр. सम्यग् आजीव).
Правильный образ жизни заключается в том, что следует зарабатывать средства на жизнь честным путем. Необходимость этого правила вытекает из того, что для поддержания жизни нельзя прибегать к недозволенным средствам—надо сосредоточенно трудиться в соответствии с доброй решимостью.
Правильное усилие(санскр. सम्यग् व्यायाम).
Непрерывное совершенствование невозможно без постоянного стремления к освобождению от груза старых дурных мыслей, и поступков. Поскольку ум не может оставаться пустым, его надо постоянно стремиться заполнять хорошими идеями, стараясь закрепить их в уме. Нужно непрестанно практиковать правильные поступки.
Правильное направление мысли(санскр. सम्यक् स्मृति).
Необходимость постоянной бдительности — таково дальнейшее развитие того правила, согласно которому ищущий должен постоянно помнить о том, что уже изучено. Он постоянно должен рассматривать тело — как тело, ощущение — как ощущение, ум — как ум, душевное состояние — как душевное состояние. Обо всем этом он не должен думать: «это — я» или «это — мое». Если человек неправильно направляет свои мысли, то ведет себя так, как будто тело, ум, ощущения и умственные состояния — это нечто постоянное и всегда ценное. Отсюда появляется чувство привязанности к ним, сожаление об их утрате, и человек становится зависимыми от них и несчастными. Но размышление о бренной, преходящей и отвратительной природе нашего чувства привязанности помогает нам освободиться от этого чувства, а также от сожаления по поводу утраты земных вещей. Это освобождение необходимо для постоянного сосредоточения мысли на истине.
Правильное сосредоточение(санскр. सम्यक् समाधि).
Тот, кто успешно ведет свою жизнь согласно указанным правилам и с их помощью освобождает себя от всех страстей и злобных мыслей, достоин пройти шаг за шагом четыре стадии все более и более глубокого сосредоточения, которые постепенно ведут его к конечной цели длинного и трудного пути — к прекращению страданий.
Для кого?
Уже было рассмотрено то, что страдают далеко не все, что Четыре Благородных Истины справедливы лишь для патологических людей линейного ума (там есть причины и следствия).
Патология же линейного ума - мир расы механических людей. Однако Восьмеричный Путь предлагает:
1). Правильное воззрение. Может ли быть воззрение без участия ума? Нет. Для какого ума эта рекомендация, если Благородные Истины содержат причины и следствия? Для линейного ума. Линейный ум в себе непротиворечив. Ни один человек линейного ума не скажет, что всё его воззрение ложное. каждый верен сам себе. Почему? Воззрение человека складывается не сразу - это долгий путь заполнения ума содержанием. Поэтому признать ложным воззрение означает - искоренить имеющийся ум. Насколько это реально? Сам Татхагата (Будда) не использует впоследствии, то есть после преподнесения Благородных истин, линейный ум. По Закону Замкнутости линейный ум не зрит иных свойств. О каком правильном воззрении речь, если у людей нет иного ума, кроме линейного? Расчёт на ум Татхагаты? Но там нет причин и следствий и этот ум против линейного ума, в котором есть "вчера" и есть "завтра". В итоге, ум Татхагаты против Четырёх Благородных Истин.
2). Правильная решимость. Кто враг самому себе?! Линейный ум с причиной и следствием действует решительно. Почему? Свойства ума чётко определённые и ум может существовать только в пределах этих свойств. Поэтому человек линейного ума на препятствие применяет силу инстинктивно и решительно. А если нет препятствий? То и страданий нет. Такие люди удовлетворены и полны решимости продолжать в том же духе. Нет сомнений - нет неправильности. О какой решимости говорится в Восьмеричном Пути? О той, чтобы выйти из патологии линейного ума? Для этого нужно отменить Четыре Благородных Истины, которые содержат свойства линейного ума в виде причин и следствий. Напомню, что в Алмазной Сутре Будда (Татхагата) далеко не сторонник линейного ума. Даже имя Татхагата это "так преходящий, то есть без причин и следствий. Расценим "правильную решимость", как отказ от линейного ума с полным сбросом всех знаний и поведенческих реакций.
3). Правильная речь. Кто лжет в линейном уме, если там всё соизмеряется четырьмя законами взаимоотношений между словами, поставленными в линейность причин и следствий (см.mind:Виды ума)? Ложью там является не следование этим законам, то есть нелогичность. Поэтому любой логически мыслящий человек по законам линейного ума будет соответствовать правилами причин и следствий и Четырём Благородным Истинам. Однако линейный ум обосновывает и убийства.
4). Правильное поведение. Поведение не бывает само по себе. Оно есть или существование в непосредственном состоянии или по законам мира двухполярного линейного ума. Может быть, речь идёт о правильном поведении в ином виде ума, например, уме Татхагаты, но там нет причин, а в Сутре Сердца "нет страданий и не от чего освобождаться", то есть там Четыре Благородные Истины не правомочны. О каком поведении речь? О поведении созидательных людей с непосредственным существованием и чувством ЕДИНСТВА. Но там не должно быть причин, как в Четырёх Благородных Истинах.
5). Правильный образ жизни. Кто враг самому себе!? Кто осознает о неправильном образе жизни и относительно чего эта "неправильность" и "правильность"? Если речь идёт об такой жизни, которая направляется на преобразование Человека в созидательном направлении, то это не может быть в пределах причин и следствий, то есть в пределах Четырёх Благородных Истин.
6). Правильное усилие. Придётся признать, что правильное усилие это выход из деградирующего линейного ума и, соответственно, не следование заветам Четырёх Благородных Истин.
7). Правильное направление мыслей.У любого мыслящего человека мысли идут согласно законам и свойствам ума. О каком виде ума речь в "правильном направлении мыслей" (см. mind:Виды ума)? О том уме, которого нет? Дело в том, что при переходе из одного вида ума в другой все законы и понятия предыдущего вида ума СБРАСЫВАЮТСЯ. Более того, прежние законы противоречат предыдущим. Например, "Великая истина не лучше великой лжи" в уме мудрости (Лао-Цзы) противоречит линейному уму, где истина превыше лжи. Куда нужно направить "правильную мысль", если она всецело будет в пределах данного вида ума?! Свойства любого ума ЗАМЫКАЮТ в себе все направления и вариации данного мышления (см. Законы Замкнутости).
8). Правильное сосредоточение. Для выхода из линейного ума (а, следовательно и из Четырёх Благородных Истин) можно применить сосредоточение чисто методически, то есть вне линейного вида ума. Но для этого всецело придётся положиться не на целевые свойства, а на у вэй (Принцип Недеяния) или ум Татхагаты (см. Алмазную Сутру). Однако для осмысления у вэй или Алмазной Сутры нужно преобрести сначала ум мудрости или ум Татхагаты, который тут же войдёт в противоречие с линейным умом (а, следовательно с Четырмя Благородными Истинами).